VI международная неделя «ЭТНОМОДА ТЮРКСКОГО МИРА» стартовала в Фергане в Узбекистане во второй декаде сентября и продолжилась фестивалем культуры в Туркестане.
Как отметила идейный автор проекта, казахстанский дизайнер Айгуль Жансерикова: «У меня была давняя мечта, чтоб дизайнеры и ремесленники тюркских стран раз в год собирались для обмена информацией, с большой программой, творческими конкурсами. Мы это делаем впервые, и я от всей души благодарю ТЮРКСОЙ и акимат Туркестанской области за такую возможность и организацию мероприятия. Благодаря таким проектам мы сохраняем свою культуру, этническую стилистику, развиваем туризм».
На фестиваль, созданный для духовного сближения и укрепления культурных связей тюркских народов, 20 модных домов привезли уникальные коллекции. Так, дизайнер и режиссер, руководитель международных культурных программ за рубежом из Кыргызстана Гульжан Иреш представила работы, созданные из тканей, некоторым из которых более 150 лет, в сочетании с вековыми национальными украшениями. Дизайнер подчеркивает необходимость старшего поколения передавать традиции молодежи.
Дизайнеры из монгольского модного дома «Mongol costumes» в работе над коллекциями нашли еще более глубокий подход – костюмы создаются на основании археологических находок, и максимально повторяют артефакты. Специалисты отмечают использование этнической одежды в повседневной жизни монгольских сельчан, однако, по их словам, стилизованная современная одежда привлекает внимание молодежи.
Коллег поддерживает и казахстанский дизайнер Тарбия Айдынбаева, которая более 26 лет создает этнические коллекции, и уже около 6 лет работает со стилизацией: «В Казахстане сейчас много информации и книг по орнаменту. Только по одному элементу можно сделать огромное количество изделий: смыслы есть везде. И то, что осталось от предков, мы должны порядочно, добросовестно донести до следующих поколений, - делится дизайнер. - Сегодня этно-фешн в тренде. За последний год я побывала в разных странах: Пакистане, Италии и других, 18 магазинов согласились с нами работать, закупать готовую продукцию. Работа сложная и спрос на нашу одежду высокий: это говорит о том, что наши вещи ценят, людям нравится наше качество».
А между тем, на круглом столе «Перспективы развития этно стиля в моде» все приглашенные к участию дизайнеры подчеркнули – этно-мода на пике популярности. Как отметил генеральный продюсер Kazakhstan Fashion Week Саят Досыбаев: «С 2004 года, когда мы начали KFW, дизайнеры еще не совсем понимали, как интерпретировать этно в современной одежде, все стремились к европейским маркам, сейчас мы видим совершенно другую тенденцию: этно привлекателен и несет культурный и национальный код страны. По опыту поездок я вижу невероятный интерес к этнике стран Азии, европейская пресса замечает каждую деталь. И современным дизайнерам важно понимать, когда и как использовать узор, в нем скрыт наш ДНК, в каждом – философия. Оопыт нужно передавать молодому поколению для грамотной интерпретации».
В то же время молодой дизайнер из Кыргызстана Залкарбек Аскарали уулу уверен – культура заложена во всем: «Было модно быть советским человеком и целое поколение забыло свою историю. У казахов, кыргызов, народов тюркского мира заложено ДНК в культуру и какую бы современную вещь я не делал, все равно проявляются народные мотивы. Что это? Это влияние корней, это идет изнутри».
Точку зрения высказал и дизайнер из Татарстана Султан Салиев: «Тенденция на этно началась несколько лет назад и сейчас на пике. Нас воспитывали на уравнении, и потребность в этно идет в противовес, как в моде приходит мини на смену макси. Мы напитались европейской истории и обезличивания, и хотим истоков, их возрождения. В Татарстане правительство способствует и поддерживает мероприятия по возрождению культуры. В Казани проходит несколько ежегодных этно-фестивалей. Татарстан – это не только татары, это и русские и чуваши, и марийцы и каждый может представить свою культуру, а жители надеть национальную одежду: чапан деда, камзол бабушки, тюбетейку, сапоги прекрасные из кожаной мозаики – каждый что-то использует. Сливается весь город. Народу прививается эстетика народного костюма и это не по щелчку, а из года в год, постепенно, и только тогда люди будет надевать традиционные костюмы, уже осовремененные, либо которые можно сочетать с современной одеждой».
Тувинский дизайнер Кима Донгак поделилась, что спрос на этнику в ее регионе настолько велик, что местные дизайнеры не всегда справляются с количеством заказов: «Ни один праздник, торжество не обходится без национальной одежды», - рассказала дизайнер.
А между тем, в рамках проекта также состоялась ярмарка декоративно-прикладного мастерства с участием ремесленников со всего Казахстана.
Также в ходе мероприятия прошел конкурсный пленэр под руководством члена Союза художников РК, члена международного Союза дизайнеров, лауреата международной премии Туран, художника Асета Жакыпбека. Художники изображали главный культурный объект Туркестана – Музей Ходжи Ахмета Яссауи. Лучшими признаны работы художников Нарбека Абдукаримова, Ержана Рысымбетова и Нурдаулета Билисарова, отмеченных памятными призами фестиваля.
Кроме того, состоялся авторский мастер-класс «Отличника культуры РК», старшего преподавателя Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы, основоположника профессиональной школы жетіген в Казахстане Нургуль Жакыпбек «Развитие старинного казахского музыкального инструмента - жетіген», а также авторский мастер-класс «Ән - ғұмыр» Заслуженного деятеля РК, лауреата государственной молодежной премии «Дарын», кавалера ордена «Құрмет», педагога, профессора Айгуль Косановой.
«Этномода тюркского мира» - один из стартовых межкультурных проектов состоявшийся при поддержке ТЮРКСОЙ, Акимата Туркестанской области, Open Turkistan, Национальной Ассоциации Qazaq-Oner, Open Travel Advisory.
Как отметили в акимате Туркестанской области, регион открыт к предложениям и в будущем надеется вновь собрать представителей креативной индустрии и туризма в духовной столице тюркского мира.
https://kfw.kz/post/dizainery-etnicheskoi-odezhdy-iz-9-stran-predstavili-kollekcii-v-turkestane